Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Поиск по сайту

2014 год № 6

В 2014 году, прошедшим под знаком 150-летия российского земства, был законодательно оформлен новый этап муниципального строительства, основное содержание которого – существенное повышение роли субъектов федерации в организации и деятельности местного самоуправления. Законодательно муниципальная реформа была оформлена несколькими федеральными законами – прежде всего, Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ (он стал базовым законом для нового этапа муниципального строительства), затем Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 165-ФЗ, Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ (внесены соответствующие изменения в Бюджетный кодекс РФ), Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 382-ФЗ (внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ, в том числе восстановлен институт местных торговых сборов), Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 485-ФЗ (который уточнил институт перераспределения полномочий, установленных федеральными законами, между региональным и местным уровнями власти: соответствующие полномочия только тогда могут перераспределяться между региональным и местным уровнями власти законами субъектов РФ, когда такая возможность напрямую предусмотрена в соответствующем отраслевом федеральном законе, таким образом общая норма Федерального закона № 136-ФЗ о перераспределении полномочий вводится в действие специальной нормой соответствующего отраслевого федерального закона).

Итоги законотворчества 2014 года в сфере местного самоуправления и законотворческие планы на 2015 год были обсуждены на совместном заседании экспертных советов Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления и Всероссийского совета местного самоуправления, прошедшем в Государственной Думе 22 декабря. Основные направления развития законодательства и анализа правоприменительной практики, которые экспертные советы признали приоритетными на 2015 год:

- мониторинг реализации в субъектах федерации и муниципальных образованиях положений вышеперечисленных федеральных законов, в том числе с точки зрения финансовой обеспеченности муниципалитетов;

- анализ отраслевых федеральных законов, определяющих полномочия региональных и местных властей в тех или иных сферах общественных отношений, в которых необходимо предусмотреть институт перераспределения полномочий (помимо тех 13, по которым уже принят Федеральный закон № 485-ФЗ), с учетом формирующейся практики применения данного института в разных субъектах федерации;

- дополнительная проработка теоретических и практических аспектов пределов применения правового института перераспределения полномочий и формирование обоснованной системы критериев для унификации практики его применения в субъектах федерации и муниципальных образованиях с учетом их особенностей;

- приведение в соответствие положений главы 8 Федерального закона № 131-ФЗ и Бюджетного кодекса РФ в связи с теми изменениями в Кодекс, которые были внесены Федеральным законом № 383-ФЗ;

- необходимость продолжения решения вопроса о закреплении за местными бюджетами дополнительных налоговых доходов, на развитие налоговой базы которых могут влиять органы местного самоуправления;

- необходимость постепенного внедрения (возвращения в практику) характерных исключительно для местного самоуправления доходов местных бюджетов – местных сборов (на благоустройство; на добычу общераспространенных полезных ископаемых; за использование местной символики; за право использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения; за право размещения мусорных полигонов и объектов мусоропереработки; за право на рекламу; курортный сбор);

- необходимость приведения в соответствие положений Федерального закона № 131-ФЗ и Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

- рассмотрение вопроса о возможности наделения некоторой части ЗАТО и наукоградов статусом территорий опережающего социально-экономического развития с использованием соответствующих механизмов регулирования;

- необходимость дальнейшей доработки законопроекта № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» с институционализацией в нем форм муниципально-частного партнерства, которые могли бы быть эффективным механизмом для привлечения частных инвестиций в сферы муниципального хозяйства;

- развитие местного гражданского общества и законодательное совершенствование форм самоорганизации и общественного участия населения в осуществлении местного самоуправления и общественного контроля, возрождение институтов добровольчества (волонтерства) и благотворительности на местном уровне;

- совершенствование муниципальной службы и системы отбора, подготовки и расстановки муниципальных кадров.

Важным событием осени 2014 года стало проведение в городе-наукограде Мичуринске (Тамбовская область) круглого стола Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления совместно с Администрацией и Законодательным Собранием Тамбовской области, посвященном практики решения вопросов местного значения органами местного самоуправления наукоградов. Материалы мероприятия публикуются в этом номере.

В декабре 2014 года прошло еще одно обсуждение, которое мы посчитали важным, а материалы – полезными для публикации: научно-практическая конференция по территориальному общественному самоуправлению.

Из статей обращаем внимание на статью старейшего и авторитетнейшего мэтра муниципального права и муниципальной теории Всеволода Ивановича Васильева, которая публикуется на страницах этого выпуска журнала.

Наверх